31.01.2014 05:23
Интервью с Уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике по итогам деятельности в 2013 году
- Нурди Садиевич, в конце года, как правило, принято подводить итоги. Чем запомнился Вам уходящий 2013 год?
- В 2013 году активность правозащитного сообщества Чеченской Республики не снижалась. Растущий уровень взаимодействия с властями всех уровней способствовал выявлению и решению злободневных проблем в области прав человека. В республике прошел ряд значимых мероприятий правозащитников и других гражданских организаций с участием представителей других российских регионов. Среди них наиболее значимыми для гражданского общества республики были «Кавказский форум» и выездное заседание Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшие в апреле месяце уходящего года. В своей деятельности правозащитники старались не просто констатировать факты нарушений прав человека, но и восстанавливать их в своих правах. Не секрет, что на территории России работают сотни правозащитных и гражданских организаций, финансируемых спонсорами из-за рубежа. Мы же все время призывали и власти и отечественный бизнес активнее развивать систему грантов, спонсорство.
Следует особо отметить, что был создан Совет при Главе Чеченской Республики по развитию гражданского общества и правам человека. Уверен, что активная работа данного Совета будет способствовать формированию и закреплению гражданских основ, ясной и четкой системы ценностей нашего общества.
- С какими проблемами чаще всего обращались к Вам граждане в 2013 году?
- На протяжении нескольких последних лет в обращениях граждан превалирует социальная тематика. На настоящее время к нам обратилось порядка 4000 человек. Наибольшее число обращений касается жилищного вопроса, таких обращений - 998. По вопросу материальной компенсации за утраченное в ходе двух военных кампаний жилье и имущество обратилось 426 граждан. Более 400 человек обратилось по вопросу компенсации вреда лицам, пострадавшим в период разрешения кризиса в Чеченской Республике. Около 400 обращений было относительно льгот на коммунальные услуги. Следом идут обращения по земельным вопросам, материальной поддержке, пенсионным и прочим вопросам. Обширна и сама география обращений. 152 обращения поступило из различных регионов России. Есть обращения из постсоветских республик: Казахстана, Киргизии, а также из Приднестровской республики. В основном обращаются уроженцы Чеченской Республики с просьбой оказать содействие в защите своих прав и желающие вернуться в республику.
- Вы упомянули весьма болезненную тему компенсации вреда лицам, пострадавшим в период разрешения кризиса в Чеченской Республике. О чем конкретно идет речь?
- Речь идет о реализации Указа Президента РФ № 898 от 5 сентября 1995 года «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике». В пункте 1 данного указа говорится: «Оказать единовременную материальную помощь лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 2 000 рублей и семьям погибших – 20 000 рублей, при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, лицам, которым причинен материальный ущерб, в том числе потерявшим жилье, осуществить компенсационные выплаты».
С целью защиты прав потерпевших и значительного уменьшения количества жалоб в Европейский Суд по правам человека мы неоднократно обращались к руководству Российской Федерации с просьбой начать выплаты, в соответствии с пунктом 1 указа президента № 898, с приведением их размера к общероссийским стандартам, так как горе, причиненное мирным гражданам Чеченской Республики, несоизмеримо с установленной компенсацией: пострадавшим (раненым) – 2 000 рублей, семьям погибших – 20 000 рублей.
Однако в Министерстве юстиции РФ пострадавшим гражданам было рекомендовано подтверждать свое право на получение компенсации в судебном порядке. И вот, начиная с 2012 года, федеральные суды Чеченской Республики начали рассматривать исковые заявления граждан по взысканию с Министерства финансов РФ единовременной материальной помощи, предусмотренной указом президента РФ от 05.09.1995 года, № 898 и денежных средств, в счет возмещения причиненного морального и материального вреда.
За 2013 год в адрес Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике по данному вопросу обратилось более 400 человек. Всем обратившимся оказана помощь в составлении исковых заявлений по взысканию сумм, причитающихся по указу президента РФ № 898 и сумм по возмещению причиненного морального вреда в соответствии со ст.ст. 52 и 53 Конституции РФ. Исковые заявления районными судами ЧР рассматриваются в двухмесячный срок и в большинстве случаев выносятся положительные решения. На ноябрь 2013 года таких положительных решений вынесено более ста.
- Вы недавно вернулись из хаджа в Мекку. Насколько мне известно, это была Ваша первая поездка к святым местам. Какие чувства Вы испытали, оказавшись впервые в столь священном для каждого мусульманина месте?
Мекка – это место, попасть куда, хотя бы однажды, стремится каждый мусульманин. Посещение священной Каабы заставляет человека по новому смотреть на смысл жизни. Что же до испытанных чувств, то, наверное, я сейчас не смогу найти подходящих слов для того, чтобы передать тот трепет и благоговение, которые испытываешь, оказавшись среди целого моря молящихся людей. В этот момент просто перестаешь думать о бренном мире. Все мирское перестает иметь значение. Но вместе с тем ты понимаешь, какая огромная степень ответственности ложится на тебя, когда посещаешь святые места.
- В последние годы в стране с новой силой поднялась волна ксенофобии. Ужесточается законодательство и миграционная политика государства. Но это никак не влияет на градус межнациональных отношений в стране. Порой складывается впечатление, что некоторые представители федеральных властей в чем- то даже подстегивают ксенофобские настроения. Как Вы считаете, почему?
- Есть известное выражение - вода камень точит. Ксенофобия не присуща в целом ни одному народу. Бытовые конфликты между представителями разных национальностей бывали и в советское время. Но они и оставались таковыми. Однако в обществе в целом не превалировали ксенофобские настроения. Искусственное взращивание и внедрение вируса ксенофобии началось в 90-ые годы. И причин тому было немало. Социальная неустроенность, неопределенность и отсутствие перспектив, разгул криминала сделали свое дело. А для отвлечения внимания от тотального разграбления страны, от истинных причин бедственного положения народа, нужен был внутренний враг, образ которого посредством СМИ и стали лепить. За столь короткий промежуток времени настолько отдалили народы друг от друга, что нам, гражданам одной страны, приходится заново узнавать и открывать друг друга. Ксенофобские настроения культивируются силами, стремящимися взять реванш за несостоявшийся в девяностые годы развал России. Сегодня руководство страны прилагает значительные усилия для нормализации межнациональных отношений в стране.
Полумерами ситуацию в стране вряд ли удастся выправить. Я не сторонник радикальных мер, но ради сохранения целостности государства, мира и стабильности, необходимы жесткие меры на законодательном уровне. А сами представители власти должны исходить из того, что в стране нет своих и чужих, а есть граждане Российской Федерации. В первую очередь это касается депутатов всех уровней, в рядах которых встречаются и такие, которые грешат в области межнациональных отношений.
- Вас часто обвиняют в том, что Вы в своей деятельности не ограничиваетесь кругом функциональных обязанностей Уполномоченного по правам человека в ЧР, а выступаете защитником всех чеченцев, независимо от места их проживания. Вас это не смущает?
- Начну с того, что я строго действую в рамках российского и международного законодательства и моя прямая обязанность - защищать права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чеченской Республики, и моральная обязанность - оказать содействие каждому обратившемуся человеку.
Я являюсь еще и председателем комиссии по правам человека Общественного совета СКФО, что накладывает дополнительные обязательства на меня, расширяет географию обращений.
В 2013 году в адрес комиссии обратилось 312 человек. Около 70 % из этих обращений разрешены положительно. Остальные находятся в производстве.
Обращаются военнослужащие, заключенные, отбывающие наказание в различных регионах России. Нередко приходится работать с заявлениями, просьбами и обращениями людей разных национальностей, в том числе и граждан иностранных государств, попавших в сложную ситуацию как в республике, так и за ее пределами. Как могу, стараюсь им всем помочь. Вся наша работа ведется в тесном контакте с нашими коллегами из других регионов России. Есть немало положительных примеров, когда без проволочек и трудностей удавалось решить вопрос заявителя. Бывает и наоборот. Здесь все зависит от степени ответственности и порядочности руководителей на местах.
- Нурди Садиевич, есть мнение, что Вы слишком ревностно реагируете на античеченские выступления в СМИ и вообще пытаетесь перекроить историю в пользу чеченцев. Ваши заявления и статьи по поводу античеченских высказываний, тиражируемых в интернете, всегда имеют большой резонанс. Что вы скажете по этому поводу?
- У нас не могут не вызывать возмущения многочисленные книжные издания, выходящие под грифом официальных государственных структур, а также фильмы-скороспелки, часто демонстрируемые на экранах государственного телевидения, в которых в открытую разжигаются межнациональная рознь и вражда. Если этот конвейер не остановить, то не миновать нам беды в будущем.
Нельзя говорить об истории без учета фактора историзма. Историк не имеет права исходить из сиюминутных вещей, личной неприязни, руководствоваться бездоказательными фактами. Некоторые, причем не признанные даже в своей среде «историки» - ксенофобы, целенаправленно ищут один только негатив в истории взаимоотношений российского государства. Делают это, опираясь только на архивы карательных служб, которые с целью оправдания своих бесчинств сочиняли лживые документы. Замалчивается героическое совместное прошлое российских народов, что не способствует формированию единого гражданского общества в нашей стране.
Мы не можем допустить, чтобы сегодняшние античеченские выступления в прессе вылились в новую информационную войну против чеченского народа и его истории. В своих выступлениях, публикациях я всегда отстаивал принцип – люди, проживающие в Чеченской Республике, являются полноправными гражданами российского государства, а сама республика - полноправным его субъектом. Этот принцип будем отстаивать и в дальнейшем.
- В процессе работы по восстановлению попранных прав граждан приходится брать сторону заявителя, часто критиковать работу каких-то ведомств, отдельно взятых чиновников. Как складываются взаимоотношения с органами исполнительной власти, правоохранительными структурами?
- Институт уполномоченного по правам человека – конституционный орган. В соответствии с Конституцией РФ, Конституцией ЧР и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в Чеченской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государственных органов и должностных лиц Чеченской Республики. Наше взаимодействие с органами власти строится, исходя именно из этих принципов и норм. Кроме того, Глава Чеченской Республики оказывает поддержку институту уполномоченного и процессу развития гражданских неправительственных организаций в республике. Встречи Главы республики с Уполномоченным по правам человека в ЧР носят регулярный характер. Также в постоянном режиме проходит общение руководства республики с неправительственными организациями. Знаковым событием для всего правозащитного сообщества республики стало подписание в конце 2007 года президентом ЧР Рамзаном Кадыровым Указа «О дополнительных мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике». Этот указ, получивший широкий общественный резонанс, обсуждался, в частности, и на заседании координационного совета региональных уполномоченных по правам человека, которое состоялось в г. Москве. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин дал высокую оценку этому указу, отметив при этом, что он дает широкие полномочия правозащитникам Чеченской Республики.
В процессе решения проблем в области обеспечения прав человека приходится взаимодействовать с различными органами власти. До последних лет нельзя было сказать, что наши взаимоотношения были гладкими, дружескими. Но здравый смысл возобладал, налажено взаимодействие с властями всех уровней, министерствами и ведомствами, подписаны соглашения о взаимодействии. Правозащитное сообщество - по большому счету - помощники и союзники как для властей, так и для правоохранительных органов в выполнении ими своих служебных обязанностей. Исходя из этого принципа, мы и стараемся строить свои взаимоотношения с государственными органами власти.
Журнал "Нана" ноябрь-декабрь 2013 г.
Подготовил Абубакар Асаев
Добавить комментарий