Горячая линия 8(8712)22-28-39
       
 
   
 
 
 
 

 

Нурди Нухажиев: Необходимо сделать все возможное для решения проблем, касающихся тысяч судеб российских граждан


25.02.2021 20:21

Омбудсмен ЧР выразил свой взгляд на нарушение прав заключенных и безнаказанность сотрудников отдельных исправительных учреждений России.

«Смертельные пытки в ярославской колонии вновь напоминают о больших проблемах соблюдения прав человека в местах принудительного содержания.

Говоря о функционировании уголовно-исполнительной системы в отдельных российских регионах приходится констатировать, что ни изменение в законодательстве условий содержания заключенных, ни строительство новых помещений с лучшими условиями работы не всегда меняют ее негативные сторону и низкую эффективность воспитательного потенциала, что само по себе противоречит главному её предназначению – перевоспитанию преступников.

Нарушение прав заключенных и безнаказанность сотрудников исправительных учреждений продолжает оставаться нормой для отдельных исправительных учреждений. К огромному сожалению, не уменьшается число обращений из мест заключения в наш адрес, руководителей государственных органов и в правозащитные организации России.

На современном этапе для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, требуется дальнейшее совершенствование функций органов и организаций, осуществляющих контроль и надзор за местами принудительного содержания граждан. Наделение их дополнительно необходимыми для реализации функций защиты прав и свобод граждан полномочиями непременно приведет к улучшению деятельности этих важных правозащитных субъектов, позволит им наиболее эффективно обеспечивать права и законные интересы граждан в местах принудительного содержания, а также оказывать реальную помощь в стадии предъявления обвинения и рассмотрения уголовных дел в судах.

Отмечу, что с 2003 года в Чеченской Республике в течение 10 лет успешно реализована совместная Программа сотрудничества России и Совета Европы по поддержке демократических процессов в Чеченской Республике. В рамках этой Программы большая часть ответственных сотрудников МВД по Чеченской Республике, УФСИН РФ по ЧР, представители судебных органов власти, прокуратуры республики совместно с нами не один раз посещали страны Европы и имели возможность ознакомиться в том числе и с практикой функционирования европейской пенитенциарной системы. Убеждён, что данная Программа сыграла своею положительную роль. Так, например, в Грозном построен СИЗО, соответствующий международным стандартам и четыре ИВС в системе УВД МВД РФ по г. Грозному.

Так, в последние годы жалобы на нарушения условий содержания из учреждений, подведомственных управлению ФСИН России по ЧР, практически сошли на нет. Это в первую очередь связано с вниманием, уделяемым органами власти республики к проблемам учреждений, исполняющих уголовное наказание, а также органам внутренних дел, в введении которых находятся изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

Это реальная картина, которую мы видим во время посещения этих учреждений. На фоне вполне удовлетворительной картины соблюдения прав граждан в расположенных на территории республики учреждениях, поступающие из некоторых регионов жалобы и обращения свидетельствуют о том, что там картина далеко не идеальная.

О застарелых проблемах в пенитенциарной системе Российской Федерации мы не раз заявляли в рамках постоянно действующего Координационного совета российских уполномоченных по правам человека. Там вырабатываются консолидированные решения относительно основных направлений деятельности российских уполномоченных, - решения системных вопросов, типичных для большинства регионов, обсуждаются первостепенные правозащитные задачи, требующие объединения усилий на федеральном и региональном уровнях, обмен накопленным опытом.

Со своей стороны, продолжал выступать за реформу ФСИН, в том числе и за изменение практики направлять осужденных для отбывания наказания в отдаленные регионы. В итоге, наболевший вопрос решен после обращения федерального Уполномоченного Татьяны Москальковой к президенту РФ. Со своими инициативами неоднократно выходил на различные уровни исполнительной и законодательной федеральных властей. Мы ждем и верим, что будет сделано все возможное для решения серьезных проблем, которые ежедневно касаются тысяч судеб российских граждан. 

Например, прокурорская проверка в Российской Федерации за соблюдением прав осужденных, как показывает опыт, зачастую остается неэффективной, поскольку сторона, поддерживающая государственное обвинение, по определению не может эффективно защищать права осужденных. Поэтому, исходя из своей и международной практики, считаем необходимым создать независимый от органов обвинения и ФСИН институт проверки жалоб о нарушениях в учреждениях УИС РФ. Кроме того, эта же международная практика доказывает эффективность введения института тюремных судьей.

Также считаем необходимым пересмотреть в исправительных учреждениях функции оперативных подразделений и их отчетность о количестве раскрытых ранее совершенных заключенными преступлений. Из-за этих показателей оперативными сотрудниками учреждений во взаимодействии или по заданиям оперативных служб других ведомств совершается наибольший объем нарушений прав заключенных под стражу и осужденных.

Возможно восстановить советский опыт двойного контроля на КПП учреждений. Функции охраны внешнего периметра и контроль над пропуском лиц на территории учреждений, передать подразделениям Росгвардии, что исключит несанкционированные и не фиксируемые проникновения сотрудников разных ведомств на территорию учреждений, провоз наркотиков и других запрещенных вещей и продуктов.

Актуальной на мой взгляд остаётся проблема медико-санитарного обеспечения осужденных. Существующая система, по сути дела, оторвана от общей системы здравоохранения, что не позволяет в должной мере обеспечить право осужденных на медицинскую помощь. Находясь в прямом подчинении руководителей исправительных учреждений, медицинские работники УИС не всегда могут выполнять свой долг врача. Из этого следует, что есть необходимость исключить медицинский персонал учреждений из подчинения ФСИН РФ и передать территориальным органам здравоохранения.

Для оздоровления системы УИС также требуется, чтобы администрация в учреждениях службы исполнения наказания была гражданской. Военизированное составляющее должно иметь место только в охране и пропускном режиме. Такой опыт имеется в значительном числе государств.

Всегда был убеждён в том, что проблемы российской исправительной системы с её трагическими историями заслуживают национального проекта. Думаю, что такой проект позволил бы остановить преступления и происшествия в пенитенциарной системе Российской Федерации».

 

Уполномоченный    
по правам человека в ЧР                                                                                                                    Н. С. Нухажиев

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

"Кавказская политика" с Дмитрием Ефремовым "Русские в Чечне"

 

газета "Чеченский правозащитник"

Просмотреть архив газеты

 

журнал "Истоки"

Просмотреть архив журнала